Каталог

О проблеме

Благодаря уровню развития информационных технологий новости мгновенно разлетаются по всему миру. Недостоверные данные распространяются еще быстрее. Фейки пересылаются пользователями через социальные сети и публикуются в интернете. Ложная информация, приправленная отсылками к «достоверным источникам», воспринимается как факт. Любой нелепый слух может стать опасным, если речь идет о здоровье.

«Окей, Гугл, как мне лечиться?»

Не стоит недооценивать проблему распространения недостоверной информации. Только представьте: в России 109,6 миллиона интернет-пользователей. Можно отметить, что 76% населения пользуется интернетом, из них 85% заходят в интернет каждый день  и проводит в сети до 6 часов 29 минут в сутки https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ .  Примерно пять тысяч запросов в час в поисковой системе «Яндекс» касается медицинской темы. «Гугл» о здоровье спрашивают 130 раз в секунду, на YouTube ежемесячно просматривается 12 млн видео, связанных с медицинской темой.

Среднестатистический пользователь интернета скорее обратится к «Гуглу», чем к врачу. 44% людей, испытывающих боль, прибегают к советам из Сети, 37% обращаются к родственникам и друзьям, и только 21% пациентов идут на прием к врачу. Самые активные поиски информации о здоровье в интернете ведут пользователи от 25 до 65 лет, то есть большая часть взрослого населения.

В чем опасность недостоверной информации о здоровье?

Опасность недостоверной информации о здоровье

Интернет стал частью нашей жизни, это факт, который нельзя отрицать. Однако фильтровать поступающую из Сети информацию еще нужно научиться, а это умеют далеко не все. Исследование 2019 года ВЦИОМ показывает, что за последний год-два с недостоверными новостями в интернете сталкивались – 31% россиян, причем среди людей с высшим образованием эта доля выше – 38%. При этом каждый второй опрошенный в России сталкивался с «фейк-ньюс», чаще всего в интернете.

Именно поэтому фейки быстро множатся, а пользователи сами становятся распространителями ложных данных. В результате:

  • растет паника и социальное напряжение в обществе;
  • популяризируются антинаучные медицинские знания;
  • население занимается самолечением и отказывается от врачебной помощи;
  • лекарства принимаются бесконтрольно и не по назначению.

Закон против фейков

В 2019 году борьба с недостоверной информацией вышла на новый уровень. В частности, был принят Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». Закон предусматривает ответственность за распространение ложных данных.

Наказание предусмотрено не за любую недостоверную информацию, а за публикацию, представляющую угрозу жизни и безопасности. В качестве наказания введены штрафы, исправительные работы и ограничение свободы. Наказание назначается в том случае, если фейк повлек причинение вреда здоровью или смерть.

Пока рано говорить об эффективности нововведений. Параллельно следует распространять качественный контент, касающийся здоровья. Необходимо повышать уровень медицинской грамотности населения. Владея реальной информацией из надежных источников, пользователь не отреагирует на фейк.

Проблема фейковой информации на примере донорства крови

Тема распространения недостоверной информации в интернете с каждым годом становится все более актуальной. Реализуя проекты в сфере донорства крови, мы неоднократно сталкивались с недостоверной информацией о нехватке крови и ее компонентов.

Работа, проводимая организациями службы крови и организаторами донорского движения, в том числе нашим фондом, поставила распространение фейковой информации о донорстве под контроль. Вместе с тем развитие ситуации с коронавирусом SARS-CoV-2 выявило новые проблемы в информационном поле, спровоцировало появление фейков, оказавших негативное влияние на сферу донорства. Недостаточная медицинская грамотность населения и создаваемая искусственно паника могли привести значительному к снижению донорской активности, а вместе с тем донорская кровь нужна постоянно для лечения пациентов клиник.

Исследования по теме распространения фейков

В январе 2021 года в рамках проекта «Достоверно о здоровье. Развитие основ медицинской грамотности и информационной культуры» было проведено совместное социологическое исследование Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья. В рамках исследования рассматривался интерес и доверие к медицинской информации, а также уровень медиаграмотности. В результате исследования получены следующие данные.

Согласно результатам исследования, медицинская тематика интересует пользователей интернета. Примерно половина опрошенных (исключая медицинских специалистов) подтвердила, что ищет информацию по теме здоровья в сети. Лидируют следующие запросы:

  1. конкретные заболевания, заболевания группы органов и отдельные области медицины. К данному запросу можно отнести наиболее встречающуюся тему детского, женского здоровья и беременности;
  2. поддержание здоровья, профилактика заболеваний, поддержание здорового образа жизни, правильное питание, диетология, нутрициология и вопросы долголетия;
  3. коронавирусная инфекция;
  4. специфичные темы: донорство, онкология, гематология.

Следует отметить, что большая часть аудитории ответственно относится к выбору источников информации. Чаще всего пользователи обращаются к официальным источникам и медицинским специалистам. Однако остается актуальной проблема проверки достоверности данных в конкретном материале.

Среди опрошенных, которые не относят себя к специалистам в области медицины, 42% сомневаются, что смогут отличить фейк от достоверных данных. Четверть пользователей подтверждают, что не могут отличить ложную информацию от достоверной. Затрудняется с ответом – 17%.

Среди тех, кто утверждает, что знает, как выявить фейк, 58% пользуются этими знаниями довольно часто, 38% затрудняются назвать способы проверки. Это говорит о том, что четко сформированных представлений о способах проверки данных на достоверность у широкой аудитории нет.

Хорошая новость состоит в том, что определенная группа целевой аудитории грамотно подходят к вопросу оценки полученной информации. Пользователи указывают, что для проверки медицинских данных самостоятельно сравнивают несколько источников, в том числе в официальных медицинских.

Все вышесказанное говорит о том, что с фейками нужно бороться. Ложная информация не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Первый шаг может сделать каждый из нас, повышая уровень медицинской медиаграмотности и читая контент только из достоверных источников.

 

Пройдите опрос

Как вы понимаете термин «Доклинические исследования лекарственных средств»

Видео

Уточнить стоимость
Оформить заказ

Подписаться на новости: