Каталог

Словарь

И

Информационная гигиена – это ограничения, которые важны и полезны для каждого пользователя интернета. Внимательное отношение к посещаемым интернет-ресурсам позволяет обезопасить себя и личные данные. В понятие информационной гигиены входит и непосредственный алгоритм использования устройств, с помощью которых мы выходим в онлайн-пространство. Для совершения важных операций используйте компьютер, в защищенности которого вы уверены, пользуйтесь только лицензионным оборудованием, постоянно обновляйте софт, не подключайте к компьютеру неизвестные флешки и другие usb-носители.

 

К

Кибербуллинг – травля в условиях цифровой среды, то есть намеренная систематическая агрессия, направленная против жертвы, с использованием электронных технологий. С кибербуллингом можно столкнуться на всех медиаплатформах: сайтах, в социальных сетях, чатах и форумах, в мессенджерах, почте и СМС.

Кликбейт – это привлекательная ссылка на веб-сайте, которая побуждает людей читать дальше. Она часто оплачивается рекламодателем (платная приманка для кликов) или приносит доход в зависимости от количества кликов.

Конструирование повестки дня – СМИ могут косвенно влиять на аудиторию, создавая определенную картину дня, которая во многом зависит от того, какие именно темы журналисты выбирают и как их преподносят. Формируя этот список тем – повестку, – медиа на практике пишут об одних проблемах и не замечают другие, выбирают акцент описания, обращаются к определенным экспертам, подбирают аргументы разного типа, рациональные или эмоциональные. Исследователи выделяют три уровня конструирования повестки дня – общественный, политический и медийный; важно, что они никогда не совпадают полностью.

Критическое мышление – в это понятие вкладывают умение с рациональным сомнением и обоснованным скептицизмом относиться к окружающим нас информационным потокам. Сопоставление различных точек зрения, определение качества аргументации сообщений, изучение их логических оснований помогает человеку осознавать границы своих знаний и принимать более взвешенные решения в разных ситуациях – в условиях и дефицита, и переизбытка информации. Критическое мышление считается одним из ключевых навыков (soft skills) XXI века, развивать которые необходимо вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Воспринимая чужой контент, нужно искать первоисточник информации, чтобы убедиться в том, что ему можно доверять, изучать фактическую основу сообщения, оценивать аргументацию автора. Перед тем, как поделиться новостью с другими, стоит проверить свою мотивацию, ведь люди расшаривают контент по разным причинам: новость опубликовал человек, которому они доверяют, захотелось мгновенно поделиться эмоцией, оповестить о сенсации первым («нет времени объяснять»), рассказать о чем-то важном для своего сообщества.

 

М

Медиаграмотность – это способность получать доступ, анализировать, оценивать и создавать медиа. Медиаграмотность является результатом медиаобразования или изучения медиа. Быть медиаграмотным значит обладать информацией и критическим пониманием природы, техники и влияния масс-медиа, одновременно имея способности создавать медиапродукты.

Медиаобразование   связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиапотребление – с помощью этого термина исследователи описывают то, каким образом, как, где и в каком объеме мы получаем сегодня информационный контент и в целом взаимодействуем с разными типами медиа. На характер медиапотребления влияет появление новых медиа и изобретение новых способов доставки контента аудитории. В России интернет и социальные сети как источники новостей по значимости уже опережают все остальные, кроме телевидения (в определенных возрастных группах), а новым источником информации об окружающем мире становятся видеоблоги и видеоблогеры.

Медиаэкология – (от англ. media ecology) область знаний, изучающая взаимодействие и взаимовлияние человека и виртуального измерения среды его обитания, которую формируют медиа. Главный вопрос, на который сегодня ищут ответ исследователи, может быть сформулирован так: в какой степени медиа влияют на состояние человека и общие социокультурные процессы? Рассматривается это влияние на нескольких уровнях: ученые анализируют, как люди общаются друг с другом в условиях медиасреды, как они взаимодействуют с медийными платформами и как социальные институты развиваются под влиянием той цифровой среды.

 

П

Постправда – это связанные или обозначенные обстоятельства, при которых объективные факты обладают меньшим влиянием на формирование общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям.

Предвзятость СМИ – это предвзятость или предполагаемая предвзятость журналистов и продюсеров новостей в средствах массовой информации при выборе событий и сюжетов, которые освещаются, и того, как они освещаются.

Правдивость – внутреннее убеждение в истинность чего-либо. Использование жизненного опыта обучения, чтобы что-то казалось правдой.

Предвзятость подтверждения – это тип выборочного мышления или исследования и тенденция интерпретировать новые свидетельства как подтверждение существующих убеждений или теорий. Это склонность людей выборочно искать и рассматривать информацию, которая подтверждает уже существующие убеждения. Люди также склонны отвергать доказательства, противоречащие их мнению.

 

Ф

Факт – это подкрепленное надежными свидетельствами событие, у разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь.

Фактоид – это сообщение, в котором нет одной или нескольких границ факта. Мы знаем, например, только дату, но не знаем место, в котором произошло то или иное событие.

Фактчекинг – список технологий, которые используют профессиональные журналисты для проверки информации во время подготовки материалов. Проверка точности и достоверности информации, которую медиа обрабатывают и передают своей аудитории, – залог соблюдения главных этических принципов журналистики. Однако в условиях сегодняшнего дня мы узнаем о происходящем в мире не только из достоверных сообщений традиционных СМИ, но и из множества других источников. Технологии проверки информации может использовать каждый. Анализируя информацию о каком-либо событии, прежде всего, нужно установить, из чего оно состоит – это могут быть факты, фактоиды или эмпирические обобщения.

Фейк-ньюс – недостоверная, ложная, искаженная или неполная информация, распространяемая в медиа, прежде всего в традиционных СМИ. Веб-сайты фейковых новостей намеренно публикуют мистификации, пропаганду и дезинформацию, которые якобы являются настоящими новостями, часто используя социальные сети для увеличения веб-трафика и усиления их воздействия. Фейком может быть не только осознанная подделка и симуляция, но и небрежность, опечатки и технические ошибки, которые, уходя в массовое сознание, создают ложную реальность. В традиционных СМИ редакции допускают ошибку, например, на этапе проверки информации. А в социальных сетях пользователи часто публикуют непроверенные объявления о сборе денег и иных видах помощи, многие из которых поддельные.

 

Х

Хайп – понятие hype переводится с английского языка как «навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж». Это короткий успех, приносящий популярность в интернете. «Хайповой» журналисты называют и актуальную тему или повестку, которая молниеносно начинает интересовать широкую аудиторию, «выстреливает». И в том и в другом случае распространение информации приобретает вирусный характер, однако волна интереса к предмету обсуждения спадает так же резко, как и появляется. Возникновение хайпа сильно зависит от контекста: одни и те же события могут приобретать значимость в глазах аудитории в зависимости от того, в какое время и в каких условиях происходят.

 

Ц

Цифровой след – это набор данных, остающихся после наших действий в медиапространстве: отзыв на сайте гостиницы, фотография на странице профессиональной организации, лайки и комментарии в социальных сетях и многое другое. В будущем по этим цифровым отпечаткам можно будет «восстановить» человека: кто он, что ему нравилось, что он говорил в тех или иных ситуациях. Не все эти данные находятся в открытом доступе: наши банковские и медицинские данные – это тоже цифровой след, но доступный только владельцу и оператору этих данных. Данные о нас собирают не только маркетинговые компании и социальные сети, но и хакеры, способные взломать ваш пароль по контрольному вопросу, ответ на который находят в вашей же социальной сети.

Цифровая этика – появление цифрового измерения жизни означает, что большинство из нас сегодня существует в двух реальностях: физической и виртуальной. Разговор о том, как сегодня корректно вести себя в онлайн-пространстве, начался тогда, когда стало понятно, что в цифровой среде стали возможны те модели поведения, которые в офлайн-среде не являются нормой. Список вопросов для обсуждения в поисках новых норм постоянно расширяется. В первую очередь это этические дилеммы, связанные с необходимостью осмыслить феномен цифрового присутствия человека и особенности его взаимодействия с другими в новой среде, осмысление новых норм морали, рождающихся в этом процессе.

 

Э

Эмпирическое обобщение – это описание события «на глаз»: например, выглянув утром в окно и увидев заполненную машинами улицу, мы можем написать «весь город стоит в пробках». Это сообщение будет недостоверным, так как выдает частный опыт за достоверное свидетельство.

Видео

Уточнить стоимость
Оформить заказ

Подписаться на новости: