Каталог

Фактчекинг

  • Что такое фактчекинг?

    Фактчекинг – это проверка информации в постоянном режиме, умение оценивать степень достоверности новостей, поступающих из самых разных источников. Раньше это было необходимо для сотрудников СМИ, но сегодня это важно для всех, кто задействован в коммуникациях. К сожалению, это еще не до конца усвоенное правило: люди знают о том, что фактчекинг полезен, но не очень понимают, насколько важно пользоваться им в повседневном режиме. Знания и умения проводить фактчекинг будут полезны и сотрудникам различных компаний, в том числе медицинских учреждений, для оповещения об искажениях информации тех, с кем они взаимодействуют, тем самым предупреждая распространение недостоверной информации. В этом случае фактчекинг играет просветительскую роль, только профессионалы способны отличить информацию, построенную на основании научных данных, от выдумок, основанных на незнании.

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Как оценивают свои знания и навыки в области медиаграмотности и фактчекинга в России?

    Согласно результатам всероссийского социологического исследования «Достоверно о здоровье» Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья, наибольший интерес у населения вызывают в первую очередь вопросы, касающиеся заболеваний, с которыми они сталкиваются, а также вопросы, связанные с коронавирусной инфекцией и вакцинацией, проблемы доступности и получения медицинской помощи. Помимо этого, интересуют вопросы поддержания здоровья, включая профилактику заболеваний, ЗОЖ, правильное питание, нутрициологию и диетологию, тему активного долголетия и специфичные для профиля респондентов целевых групп темы, в особенности донорство, а также онкология, гематология. Исследование было проведено в январе 2021 г.

    Целевые группы:

    • лица, находящиеся в поиске информации по темам: донорство крови, онкогематология, вирусные инфекции, донорство костного мозга;
    • СОНКО, волонтеры, активисты инициативных групп, работающие в сфере охраны общественного здоровья, пропаганды ЗОЖ, развития институтов гражданского общества, представители органов власти, сотрудники медицинских организаций;
    • представители СМИ;
    • население РФ.

    Опрос показывает, что проверить конкретный материал на достоверность многим было бы проблематично. Так, порядка 42% респондентов, не являющихся медицинскими специалистами, склоны сомневаться в своем умении отличить конкретную медицинскую информацию от недостоверной. Четверть (25%) полагает, что не смогли бы ее отличить, при большой доле затруднившихся с ответом (17%). Те же, кто декларирует, что смогли бы отличить достоверную информацию от недостоверной (58%), достаточно часто затруднялись указать способы проверки (38%), что может говорить об отсутствии четко сформированных представлений, как проверить информацию. В то же время определенная группа целевой аудитории демонстрирует грамотность в данном вопросе, указывая, что для проверки медицинской информации самостоятельно сравнили бы информацию в нескольких источниках, в том числе в официальных медицинских.

  • Какие имеются способы проверки фактов и выявления фейков?

    Интернет обострил хронические проблемы взаимодействия человека и сведений, которые к нему поступают. Слишком много информации, слишком много платформ, на которых распространяется информация, слишком много внимания уделяется «обертке» – форме продажи информации. Подвергайте сомнению цифры, факты, высказывания, цитаты – уделите время проверке данных, даже если вам кажется, что вы их знаете.

    Проверить источник поступления информации

    • Проверьте адрес ресурса в адресной строке. Убедитесь, что ссылка ведет на упоминаемый сайт, а не на поддельный интернет-адрес.

     

    • Проверьте написание сайта, электронной почты, телефонов. Проверьте сообщение (откройте сайт, позвоните в медиа, напишите письмо).

     

    • Оцените, насколько это известное и популярное медиа. Как часто на него ссылаются? Как давно оно существует?

     

    • Оцените, насколько органична эта новость именно на этом ресурсе. Специализируется ли это медиа на данной тематике?

     

    • Проверьте, был ли раньше замечен этот ресурс в распространении фейков (недостоверная, ложная, искаженная или неполная информация), пранков (шалость, выходка, розыгрыш, шутка).

     

    Проверить актуальность сообщения

     

    • Дата и время, если это необходимо.
    • Не является ли сообщение юмором или первоапрельской шуткой.

    Проверить имена и названия

     

    • Точно ли названы имена и должности упомянутых лиц.
    • Точно ли названы компании, организации, их форма (ООО, ЗАО, АО).
    • Точно ли названы географические объекты, расстояние между ними.
    • Известны ли упомянутые эксперты, являются ли они экспертами именно в этой области.

    Прочитать текст до конца

    • Соответствует ли заголовок содержанию.
    • Оцените, насколько сообщение логично и непротиворечиво.

     

    Проверить собственно информацию в сообщении

    • Обратитесь к первоисточнику (первому сообщению). В чем его цель распространения информации? Может, кто-то знает об этом больше, чем источник?

     

    • Найдите ссылки на исследование, подтверждающее заявленные факты или статистические данные. Часто авторы ссылаются на неподтвержденные факты и заявления. Найдите как минимум два источника, подтверждающие данные сообщения.

     

    • Убедитесь, что цитаты не вырваны из общего контекста. Цитата может быть истолкована неверно.

     

    • Найдите противоположную сторону и спросите ее мнение. В любом конфликте есть минимум две стороны, чтобы разобраться, необходимо выслушать все стороны.

     

    • Создайте свою коллективную систему проверки информации. Поскольку эпоха энциклопедистов давно прошла, чтобы оценить правдивость той или иной новости, зачастую требуется привлечение специалистов из разных областей. Ваши друзья и знакомые, занятые в других сферах, помогут разобраться в информации.

     

    • Найдите дополнительные источники информации по теме и все перепроверьте. Дополнительная информация позволяет получить картину в динамике и понять, насколько логично то, что произошло.

     

    • Задайте себе вопрос: не пытаетесь ли вы подогнать факты под свою идею? Зачастую осознать объективную картину мира мешают личные и идеологические пристрастия.

     

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Как отличать достоверную информацию от недостоверной из социальных сетей?

    Быть внимательным к заголовкам, к источникам информации, к форме подачи и к репутации автора. Ни один из этих факторов сам по себе не является ни определяющим, ни решающим при оценке достоверности и правдивости информации, только их сочетание может привести к ожидаемому результату – получению информации, которая не навредит. Следуйте следующим правилам:

    • узнайте, как давно была создана пользовательская страничка;
    • изучите активность пользователя;
    • поищите его аккаунты в других социальных сетях;
    • свяжитесь с человеком, который загрузил/опубликовал новость;
    • сравните то, что он говорит, с тем, что вы знаете;
    • сверьте данные о местоположении;
    • используйте обратный поиск по изображениям;
    • проверьте EXIF-данные фотографии (блок EXIF хранит метаданные фотографий).

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Какое из определений понятия медиаграмотности наиболее востребовано в России?

    На данный момент в России только прививается культура медиаграмотности, что, несомненно, хорошо, так как это означает, что общество осознанно или подсознательно осознает необходимость этого процесса. Информации становится все больше, всю ее пропускать через себя просто невозможно, поэтому необходим некий фильтр, которым, по сути, и является медиаграмотность.

    Канонического определения медиаграмотности не существует, но это, безусловно, компетенция, необходимая современному человеку точно так же, как умение читать, писать и считать. Быть медиаграмотным значит разбираться в источниках информации; понимать, что не всякое слово, сказанное в СМИ, канонически верно и непогрешимо; уметь находить альтернативные источники информации и проверять факты; уметь пользоваться социальными сетями и выстраивать с помощью них свой медиаобраз.

    Конечно, сегодня медиаграмотность – это ключевая компетенция современного человека. Тут сыграли свою роль и информационный взрыв, и растущее количество каналов распространения информации, быстрый и дешевый интернет, доступные каждому средства мобильной коммуникации. И на всем этом, как на благодатной почве, буйным цветом цветут фейки обо всем на свете, именно поэтому фактчекинг – один из важнейших навыков медиаграмотности. Фейки часто распространяют не с целью манипулировать вами, а просто потому, что люди, не разобравшись, что к чему, стремятся предупредить всех вокруг о чем-то важном, хоть и не очень достоверном.

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность − средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Какие компетенции сегодня вкладывают в понятие медиаграмотности исследователи медиа?

    Медиаграмотность – это целый комплекс скиллов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Расскажу про некоторые из них. Творческое использование медиасредств подразумевает под собой навыки и умения создания, обработки и презентации информации в различных медиа. Тут можно говорить как о создании текста, так и о создании фото- и видеоконтента. Умение адаптировать полученный материал под нужные задачи и аудиторию, знать, какими средствами (в том числе фото- и видеоредакторами) пользоваться, и уметь пользоваться ими на уровне, необходимом пользователю для достижения его целей.

    Понимание этики при работе в информационной среде так же важно, как и правила безопасности и знание основных правовых моментов в этом поле. Работая с информационной средой, нужно знать о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим. Также полезно познакомиться с понятием журналистской этики и этическими аспектами публикации личных данных, изображений сцен насилия или эротических – некоторые социальные сети самостоятельно регулируют этот вопрос (например, Facebook), другие отдают его в руки местного правосудия (что для пользователя может стать потенциальной опасностей ситуацией).

    Пользователь должен понимать, что общение в интернете может контролироваться без его ведома (пользователя), при этом контроль может быть законным и незаконным. Продвинутый пользователь способен грамотно определить, какие информационные каналы могут быть под контролем с большей вероятностью и в каких целях. Вопрос права при работе в информационной среде является одним из самых насущных и актуальных, а в ситуации постоянно растущей и меняющейся диджитал-среды будет неоднократно обновляться и дополняться. А если учесть, что сегодня в России вопрос публикаций в интернете декларируется как вопрос национальной безопасности, знание современного национального права становится актуальным как никогда.

    Люди должны понимать, что сегодня существуют правовые положения, касающиеся коммуникации через средства массовой информации (законы о телекоммуникации, авторском праве, печати, защите данных и т. д.), и чтобы их не нарушить, лучше всего их знать. Кроме того, полезно знать, как применять правила, декларируемые договором, конституцией и законопроектом, к своей ситуации.

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность – средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Важно ли влияние критического мышления на качество потребления информации?

    Безусловно, это качество, которое необходимо использовать при работе с информацией, однако полагаться только на него не стоит. Критическое мышление должно опираться на знания о медиа и на знания о предмете изучения. Иначе это будет похоже на проход по минному полю с завязанными глазами – у тебя есть только интуиция и скептицизм, но спасут ли они тебя?

    Для начала нужно понимать, что информация из различных источников может отличаться. Затем нужно уметь пользоваться основными критериями оценки источников информации – надежность, простота и эффективное использование, а также доступность источников информации. Нужно уметь правильно выбирать источники информации, руководствуясь прежде всего критерием надежности, так как качество источников информации имеет большое значение для получения адекватных результатов в работе или иной деятельности.

    Современный человек должен понимать, что существуют различные модели информационного поведения, уметь ориентироваться в них и, если надо, копировать или подстраиваться под них. Понимать, что производитель информации может оказывать на потребителя влияние, преследуя собственную выгоду, другими словами, производитель информации довольно легко может манипулировать потребителем. Это одна из причин, почему одна и та же информация может быть по-разному представлена в разных источниках. Поэтому никогда не будет лишним поставить под сомнение правильность информации и перепроверить ее в нескольких источниках.

    В итоге решения всегда должны приниматься на основе актуальной и достоверной информации.

     

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность − средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Пять правил информационной грамотности и медиаграмотности ЮНЕСКО – в чем они заключаются?

    Несколько лет назад ЮНЕСКО разработали пять законов медиаграмотности. Тут нужно добавить, что эта организация активно занимается просветительскими программами, в том числе в поле медиаграмотности, так как информация – это один из важнейших ресурсов, необходимых современному обществу. Как говорится, кто владеет информацией, то владеет миром. ЮНЕСКО декларирует равный для всех граждан доступ к информации.

    Первый в чек-листе ЮНЕСКО закон гласит, что информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии и интернет, равно как и другие поставщики информации, важны для вовлечения граждан в активную общественную жизнь и обеспечения устойчивого развития. Все они равны по статусу, и ни один из них не является более важным, чем остальные и ни при каких условиях не должен считаться таковым.

    Второй закон – о том, что сегодня каждый человек является создателем/производителем информации, каждый имеет право на доступ к информации и право на самовыражение.

    Третий закон напоминает нам, что информация, которую мы потребляем, не всегда нейтральна или беспристрастна в своих оценках.

    Четвертый закон – о том, что даже если человек не осознает свое право или необходимость в получении релевантной информации, никто не вправе это право у него отнимать.

    И пятый, один из самых важных, на мой взгляд, – о том, что медиаграмотность – это навык, который необходимо постоянно совершенствовать.

    Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность – средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».

  • Каковы источники, которым можно доверять при получении медицинской информации?

    По результатам совместного всероссийского социологического исследования «Достоверно о здоровье» Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья, определен основной источник медицинской информации для населения, которому бы доверяло большинство, — разговоры с врачом, медицинскими сотрудниками (82% декларирует доверие). Также в топ источников, вызывающих доверие, вошли официальные сайты медицинских учреждений (65% декларирует доверие).

    Однако мнения опрошенных по многим пунктам расходятся, что может говорить о достаточно некритичном восприятии. Показательно, что, помимо разговоров с врачом, для опрошенного взрослого населения одними из основных источников медицинской информации являются телевидение, сайты о здоровье и медицине и разговоры со знакомыми. С одной стороны, это может говорить о более простом доступе к этим источникам и большем их присутствии, но в то же время – об определенном доверии.

    Наименьшее доверие населения и целевых аудиторий среди источников медицинской информации в целом вызывают: блоги и видеоблоги (недоверие декларирует 68% опрошенного населения и 64% целевых аудиторий), страницы и группы в социальных сетях (67% и 64% соответственно), каналы и группы в мессенджерах (по 65%). Помимо этого, целевые аудитории чаще декларируют недоверие разговорам со знакомыми (не доверяли бы 64% против 19%, кто доверял бы). Население, в отличие от целевых аудиторий, несколько чаще склонно прислушиваться к мнению знакомых (при 46% скорее не доверяющих доверяли бы 37%).

    Исследование было проведено в январе 2021 г. В ходе исследования была отмечена востребованность у населения источников достоверной медицинской информации и способах борьбы со стереотипами. Предоставление качественной медицинской информации является одной из наиболее недооцененных возможностей современных медицины и медиа, а вовлечение населения в принятие решений через предоставление им качественной информации является ключом к преобразованию всей экосистемы медицинских услуг.

    Целевые группы исследования:

    • лица, находящиеся в поиске информации по темам: донорство крови, онкогематология, вирусные инфекции, донорство костного мозга;
    • СОНКО, волонтеры, активисты инициативных групп, работающие в сфере охраны общественного здоровья, пропаганды ЗОЖ, развития институтов гражданского общества, представители органов власти, сотрудники медицинских организаций;
    • представители СМИ;
    • население РФ.
  • Какие бывают фейки / fake news и что это такое? Есть ли классификация фейков?

    Предельно точного определения фейка еще не найдено – специалисты продолжают спорить. В самом общем виде – это недостоверная, вводящая в заблуждение, или неполная, или искаженная информация.

    При этом фейками мы называем три, в общем-то различных феномена.

    Во-первых, информационные мистификации или намеренное распространение лжи в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для получения выгоды или преимущества.

    Во-вторых, фактоиды - недостоверные или ложные утверждения (непроверенные или заведомо неверные), которые облекаются в форму достоверных и выдаются за достоверные. Например, публикация якобы официального сообщения, которое принимается за истину как результат самого факта появления его в печати.

    В-третьих, в контексте фейков некоторые рассматривают и искажения информации (существенные и технические коррективы, которые привносятся в информацию, по мере ее передачи от субъекта к субъекту, как в детской игре «испорченный телефон»).

    О том, насколько объемна проблема фейков, говорит исследование компании First Draft, предложившей классификацию из 7 типов искажений информации, которые мы часто видим в современных медиа:

    • сатира или пародия (у автора нет задачи ввести в заблуждение, задача – одурачить читателя);
    • ложная связка (заголовок, подпись или фотография не связаны с контентом)
    • ложный контекст (первоначальная информация распространяется с дополнительным, не связанным контентом)
    • манипуляция фактами (когда подлинный факт помещен в ложный контекст)
    • сфабрикованный контент (ложный на 100%, ставящий целью обмануть и причинить вред)
    • ведущий к неверным заключениям, вводящий в заблуждение контент (его цель – очернить человека, компанию или событие)
    • контент-самозванец (источник информации выдает себя за другой сайт, бренд или человека)
Задать вопрос

Поля отмеченные звездочкой (*) - обязательны для заполнения

Уточнить стоимость
Оформить заказ

Подписаться на новости: